АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК РФ: СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ И ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТОРОВ (2009–2021)
https://doi.org/10.17747/2311-7184-2022-2-33-41
Аннотация
В статье проведен детальный анализ конкуренции и степени доминирования на российском автомобильном рынке в период с 2009 по 2021 год по данным статистики Ассоциации европейского бизнеса с использованием матрицы SV. Были выделены три периода развития рынка, проведен анализ стратегий ведущих компаний и действий регулирующих органов в рамках периода 2012–2016 годов, когда произошло сокращение группы доминирующих компаний с двенадцати до пяти, состав которой далее сохранился до 2021 года включительно. Было показано, что успех автомобильных компаний определялся наличием институциональных преимуществ и соответствия стратегии российского регулятора. Определяющее влияние на эволюцию уровня доминирования на рынке в исследованный период оказала программа государственной поддержки автопроизводителей.
Об авторах
В. А. ВертоградовРоссия
Руководитель учебно-научной лаборатории «Проект МАХ», МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
С. В. Щелокова
Россия
К.э.н., доцент, МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент, НИУ ВШЭ (Москва, Россия)
А. А. Иванчина
Россия
Студент, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
Список литературы
1. Автостат. Авторынок России. История в цифрах и фактах. Самара: Арт-Лайт, 2016.
2. Баронина Ю. Современные производственные стратегии европейских автомобильных ТНК // Вестник Института экономики РАН. 2019. Т. 1.
3. Блохин А.А., Ломакин-Румянцев И.В., Наумов С.А. Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке // Экономические стратегии. 2019. № 6. С. 68–77.
4. Вертоградов В.А. Рыночные стратегии альфы, беты и гаммы в контексте теории экономического доминирования // Экономические стратегии. 2020. № 2. С. 50–53.
5. Вертоградов В.А., Щелокова С.В. Матрица SV: инструмент стратегического конкурентного анализа для оценки уровня доминирования // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2021. № 6. С. 137–142.
6. Иванчина А.А. Анализ роста продаж китайских автомобильных брендов в России за период 2019–2020 гг. // Научные исследования экономического факультета. 2021. Т. 13. № 4. С. 64–80.
7. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб.: Питер, 2014.
8. Кузнецова Е.Н., Филюгина Е.К. Применение теории экономического доминирования к рынку программного обеспечения для автоматизации управления проектами // Микроэкономика. 2021. № 6(101).
9. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2018.
10. Манченко М.И. Рынок экспресс-доставки сквозь призму экономического доминирования // Логистика. 2020. С. 9–15.
11. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2015.
12. Студников С.С. Высшее образование в России: расцвет экономического доминирования // Мир новой экономики. 2021. С. 112–120.
13. Суслова И.П., Говорова А.В., Щелокова С.В. Анализ рынка онлайн-образования в России в контексте теории экономического доминирования // Мир новой экономики. 2021. С. 77–84.
14. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж., Гэмбл Дж., Питереф М. Стратегический менеджмент. Создание конкурентного преимущества. М.: Вильямс, 2017.
15. Часовиков М. Аутсорсинг печати: локальный рынок с глобальным доминированием // Экономические стратегии. 2021. С. 136–141.
16. Щелокова С.В., Вертоградов В.А. Анализ наличия и структуры доминирующих групп на рынке сельскохозяйственных предприятий России по итогам 2020 года // АПК: экономика, управление. 2022. № 1.
17. Щелокова С.В., Вертоградов В.А. Можно ли доказать цифрами существование «большой четверки» на российском рынке аудита // Аудит. 2022. № 1.
18. Hirschman A. The paternity of an index // The American Economic Review. 1964. Vol. 54. P. 761.
19. Linda R. Mé thodologie de l'analyse de la concentration appliqué e à l'é tude des secteurs et des marché s. Commission des Communauté s Europé ennes, 1976.
20. Mohammad Nazir N., Shavarebi K. A review of global automotive industry’s competitive strategies // World Journal of Science, Technology and Sustainable Development. 2019. Vol. 16. P. 170–183.
21. Treacy M. The discipline of market leaders: Choose your customers, narrow your focus, dominate your market. Addison-Wesley, 1995.
Рецензия
Для цитирования:
Вертоградов В.А., Щелокова С.В., Иванчина А.А. АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК РФ: СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ И ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТОРОВ (2009–2021). Стратегии бизнеса. 2022;10(2):33-41. https://doi.org/10.17747/2311-7184-2022-2-33-41
For citation:
Vertogradov V.A., Shchelokova S.V., Ivanchina A.A. RUSSIAN AUTOMOTIVE MARKET: BUSINESS STRATEGIES AND REGULATORS’ ACTIONS (2009-2021). Business Strategies. 2022;10(2):33-41. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2311-7184-2022-2-33-41